Зачем нам русский хоккей?.. Печать E-mail
Автор Олег   
17:01:2012 г.

Если честно, что-то писать сейчас невероятно сложно… Сидишь и думаешь: зачем, для кого? Возможно, вы бы так и не прочитали этих строк, если бы не Виктор Андреевич Анисимов. Вняв его просьбе, я всё-таки предпринял волевое усилие и решился опубликовать  мысли,  «съедающие» меня изнутри.

Пару лет назад, наблюдая, как гибнет наш хоккейный клуб и вообще весь русский хоккей в целом, я задался вопросом – а нужно ли болеть за умирающий и непопулярный вид спорта? Зачем нам русский хоккей? И вот к каким выводам я пришёл.

Как известно, в условиях рыночной экономики развитием  всего чего угодно в нашем мире - города, региона, страны, человечества, движет закон спроса. Можно по-разному к этому относиться, но факт есть факт. Если есть потребность в продукте (товаре или услуге) – тот, кто его предлагает, будет иметь успех.  Другими словами – востребовано, развивается и живёт лишь то, что приносит деньги. В противном случае, любые инновации погибают в зародыше, обесценивается и погибает также продукт, имевший успех в прошлом, но не отвечающий реалиям времени. Переводя на текущую ситуацию, получаем следующее: поскольку продукт, который предлагает русский хоккей и хоккейный клуб «Боровичи» - а именно зрелище и возможности для спонсоров сейчас на рынке не востребованы, согласно законам экономического развития – этот продукт должен обесцениться и перестать существовать. Что мы, в общем-то, сейчас и наблюдаем.

Но… Кто сказал, что мы должны мерить духовную и культурную деятельность человека, а именно к проявлениям культурной деятельности стоит отнести развитие физкультуры и спорта, законами бизнеса? Почему мы оцениваем русский хоккей с точки зрения экономической эффективности вместо того, чтобы подумать, прежде всего, о социальном, духовном, культурном эффекте, которое несёт это явление с крепкими национальными корнями?

Ответ есть. Он гораздо более глубок, чем кажется на первый взгляд, а также касается многих проблем российской действительности, не только хоккея. Смысл в том, что наше духовное самосознание утеряно. Мы оцениваем всё в денежном эквиваленте. У нас в первую очередь открываются новые торговые центры и магазины, но гибнут библиотеки; выплачиваются премии топ-менеджерам, но бедствуют детские сады и школы (в том числе спортивные и школы искусств).

 Более-менее благополучная ситуация лишь там, где государству или бизнесу в конкретный момент выгодно продемонстрировать социальную ответственность. Вы видели фотографии Грозного? Нет? Зайдите в интернет – посмотрите. Цветущий город, в котором практически и намёка нет на ожесточённые войны десятилетней давности. Что уж говорить об инфраструктуре «Терека»… А посмотрите на спортивные сооружения и сооружения культуры в Ханты-Мансийске!…

Почему же в Грозном и Ханты-Мансийске ТАК, а у нас (имею в виду не только Боровичи, но и большинство регионов Центральной России), извините, НИКАК? Не потому ли, что у нас не бегают по лесам бородачи с автоматами, не потому ли что у нас не строятся буровые вышки?  Да - и поэтому тоже, но главное – в другом. В том, что нам стало на всё наплевать: всё, что касается культуры и духа отошло на второй план.

Практически не осталось общих смыслов сосуществования, объединяющих идей, кроме идей потребления. Мы стали пешками потребительского общества, и таких же пешек взращиваем в своих детях, приучая к тому, что культурные центры – это не школы, библиотеки, стадионы, музеи, а магазины и супермаркеты. Особенно видно это в тех регионах, которые, как и Боровичский край являются, по сути, частью своеобразной «рыночной земщины» (параллель с временем Ивана Грозного).

Изменить ситуацию могли бы ответственные «государевы мужи» и «купечество», должные в принципе являться лучшими представителями своего народа. Но поскольку мы сами заражены вирусом потребления, чего же хотим от тех, кто нами управляет? Чем они от нас отличаются? На самом деле, ситуация получается ещё интереснее. С точки зрения власти – помогать спорту и культуре вроде бы надо (чтобы сохранить лицо), поэтому она создаёт иллюзия «хотения». Но «хотелки» явно мало.

Бизнес располагет гораздо большими возможностями, однако его представители ещё не доросли до осознания, что они как никто ответственны за духовное и культурное благополучие общества.  Благополучие – это ведь не только магазины, это стадионы, дома культуры, храмы. Возьмём Суздаль XVIII века. Из  4500 человек, 1640 числятся купцами. И они застраивают город десятками каменных храмов. Боровичи конца XX – начала XXI века. Предпринимателей, уж точно не меньше, а сколько построено каменных или кирпичных храмов? Один.

В городе «нет денег» на детскую секцию по исторически приоритетному для Боровичей виду спорта – русскому хоккею  (притом, что ребята – одни из лучших в России), «нет денег» на строительство нормального городского концертного зала (ГДК я не считаю залом – это разрушенный храм, ДК БКО – корпоративное учреждение, а РДК не приспособлен для больших концертов), «нет денег» на ремонт арочного моста – визитной карточки города. Зато есть деньги на строительство «торговых центров», распивочных заведений и «спортсооружений», в которых невозможно провести ни одно соревнование хотя бы даже областного уровня.

И вот здесь на фоне всего вышеперечисленного следует вернуться к хоккею с мячом. Теперь становится понятно, что это жертва не сама по себе, это жертва в контексте духовной катастрофы нашего сознания. Обратившись к власти о поддержке исконно русского и приоритетного для Боровичей вида спорта, получаем отрицательный ответ со ссылками на законодательство. Мол, «низя из бюджета финансировать автономное учреждение». Однако в России множество обратных примеров – посмотрите, как финансируется пермский «Амкар», грозненский «Терек» и многие-многие другие не только футбольные клубы – к примеру «Зоркий» или красноярский «Енисей»? Как? У них что, золотые рыбки в аквариумах водятся? Не нужно вешать лапшу на уши, ведь прекрасно известно, как та же самая власть обходит любые законы. Были бы желание и выгода.

Обратившись к бизнесу, слышим про «высокие налоги». Но, господа, простите, в России налоги гораздо ниже по сравнению со многими странами. Возьмите Европу, где при крайне высоких налогах, спорт и культура (и массовые и профессиональные) цветут и пахнут, а в части спортивной и культурной инфраструктуры всё вообще превосходно. Выходит, дело не в импотенции власти и бизнеса, а просто в их нежелании что-то сделать, что-то поменять.

Итак, как бизнес – нерентабелен, как носитель духовных ценностей – неактуален. Так зачем нам  всё-таки русский хоккей? 

Затем, что нельзя предавать традиции. Русский хоккей - это одна из соломинок нашей агонизирующей традиционной культуры. Одна из тех соломинок, благодаря которым мы ещё ощущаем себя уникальным, своеобычным народом. Благодаря которым сохраняем в душе преемственность от предыдущих поколений. Всё меньше их остаётся этих соломинок… Для кого-то такие вещи, как хоккей с мячом ничего не значат. Кому-то же, за ними видна глубокая суть. Предав сегодня русский хоккей, завтра мы потеряем всё остальное…

Скучая по хоккею, я иногда приезжаю в город Красногорск на матчи клуба «Зоркий». Можно только порадоваться за этот пригород Москвы и по-доброму позавидовать: здесь дорожат своей командой. Про Красногорск и в самом деле можно сказать «Весь город – одна команда». Единение жителей одного города сильнее всего ощущается именно на стадионе. Так раньше было и в Боровичах, но город на Мсте престал быть одной командой. Пропало ощущение единства. Люди в городе живут разными, как правило, сиюминутными  целями,  у них нет желания гордиться своей малой родиной, своими традициями. Какой уж тут хоккей? Пусть лучше полумёртвый мост (исторический памятник) откроют для движения, а в ГДК (в разрушенном храме)  сделают 3D  кинотеатр для показа блокбастеров…

Очень символично при этом выглядит падение новогодней ёлки. Упала она именно в канун Нового года – первого года без команды… И именно у «Олимпа» - детища комбината, – комбината, который в своё время бросил команду – гордость города на произвол судьбы. Упала на «космонавтов» - символов стремления к высокому, благородному.

Вот такой вот новогодний подарок. Наверно, заслуженный...

 

У Вас недостаточно прав для добавления комментариев.
Возможно, вам необходимо зарегистрироваться на сайте.

« На перепутье   Юбилей и похороны пришлось совместить »